Ориентиры образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.
Главное направление МБДОУ «Детский сад №76 г.Шахты» — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида второй категории №76 г. Шахты Ростовской области» (далее Программа) направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с учетом реализации приоритетных направлений по художественно-эстетическому и физическому развитию, превышающих Стандарт; муниципальных особенностей развития дошкольного образования города Шахты, территориальных особенностей Донского края и необходимой коррекции речевых нарушений детей от 5 до 7 лет.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образовательного процесса в общеразвивающих группах раннего, дошкольного возраста и группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях работы дошкольной образовательной организации по пятидневной рабочей (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница), с полным 12 часовым пребыванием воспитанников (с 7.00 часов до 19.00 часов), с выходными днями - субботой и воскресеньем.
Программа охватывает пять возрастных периодов физического и психического развития детей в группах общеразвивающей направленности:
Корпус №1 - 7 групп:
1. группа раннего возраста (возраст детей от 2 до 3 лет);
2. 2-я младшая группа (возраст детей от 3 до 4 лет);
3. средняя группа (возраст детей от 4 до 5 лет);
4. разновозрастная группа №1 (возраст детей от 5 до 7 лет);
5. старшая группа компенсирующей направленности, для детей с тяжелым нарушениями речи (возраст детей от 5 до 6 лет)
6. подготовительная к школе группа компенсирующей направленности, для детей с тяжелым нарушениями речи (возраст детей от 6 до 7 лет). ;
7. разновозрастная группа №2 (возраст детей от 3 до 6 лет)
Корпус № 2 - 4 группы общеразвивающей направленности:
1. 2-я младшая группа (возраст детей от 3 до 4 лет);
2. средняя группа (возраст детей от 4 до 5 лет);
3. разновозрастная группа №1 (возраст детей от 5 до 7 лет);
4. разновозрастная группа №2 для детей с тяжелыми нарушениями речи (возраст детей от 5 до 7 лет).
Программа включает целевой, содержательный и организационный разделы Программы и обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в образовательных областях:
¾ социально-коммуникативное развитие;
¾ познавательное развитие;
¾ речевое развитие;
¾ художественно-эстетическое развитие;
¾ физическое развитие.
Программа состоит из двух частей: обязательной части, в объеме 60% и формируемой части в объеме 40%.
Реализация программы нацелена на:
¾ создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
¾ обеспечение разнообразия детской деятельности — близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
¾ ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития. Ключевые задачи: — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
¾ усиление внимания к личности каждого воспитанника, создание благоприятных условий для полноценного и своевременного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, для раскрытия и реализации способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
¾ обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
¾ обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной программы дошкольного и начального общего образования;
¾ объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
¾ формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
¾ обновление содержания образования путём внедрения новых технологий, изменения структуры образовательного процесса; изменение форм и методов работы с детьми — создание развивающей образовательной среды, способствующей саморазвитию и самореализации ребенка в разных видах деятельности (игровой, творческой, познавательной и исследовательской деятельности);
¾ повышение качества образования путём эффективного использования информационно-коммуникационных технологий, создание современной информационно-образовательной среды;
¾ совершенствование материально–технического и программно-методического обеспечения;
¾ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
¾ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Содержание образовательной программы направлено на воспитание гуманного отношения к миру и выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.